Финал свадьбы — брачная ночь. Второй и третий день | Идеи для свадьбы

Финал свадьбы — брачная ночь. Второй и третий день

Пятница 12, февраля 2021 / 15:16 Автор:
Финал свадьбы — брачная ночь. Второй и третий день

Сегодня 4banket.ru расскажет о финальных этапах свадебной эпопеи в старину. Сколько дней длился свадебный пир?  Зачем под ложе новобрачных клали кочергу? И почему молодых будили утром битьём керамической посуды о дверь или стену спальни?

Бесплатный подбор площадки

Брачная ночь

Первую брачную ночь наделяли правовым статусом физического скрепления брака. О том, что всё свершилось без обмана, требовалось представить доказательства – рубашку новобрачной или испачканную простынь.

Обычно брачное ложе организовывали не в самой избе, а в бане, сеннике, иногда в хлеву. Ложе сооружали высокое – на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, матрасы, набитые сеном или перину. Всё застилали белой вышитой простынёй и красивым одеялом из приданого невесты.

Под брачное ложе клали кочергу и несколько поленьев. Кочерга призвана была отогнать злых духов, а поленья символизировали будущих детей, поэтому их не жалели и клали щедро под брачное ложе.

Стелили постель свашки молодожёнов, мать или сестра жениха – постельницы. Они же обходили готовое ложе с веткой рябины/можжевельника, после чего втыкали её в стену, веря, что это также убережёт молодых от злых сил.

На брачное ложе провожали молодых дружка и свашки под шутки и прибаутки. Первым входил в комнату дружка, бил кнутом по постели, отпугивая нечисть. Он же платил выкуп постельницам. После того, как молодые оставались одни, их запирали снаружи и ставили у двери клетника/охранника.

Во время брачной ночи дружка несколько раз наведывался к молодым, интересуясь, как обстоят дела. Когда ожидаемое действо совершалось, дружка извещал об этом гостей. И те продолжали пир, запевая эротические частушки.

Как будили молодых? и сырный стол

Иногда молодые выходили к гостям спустя 2-3 часа, а иногда оставались одни до утра, до тех пор, пока не приходили их будить. Будить могли по- разному. В одних областях просто стучали в дверь или звонили в колокольчик, в других – били горшки о порог или стену, сдёргивали одеяло и обливали молодожёнов водой. Разбитая посуда символизировала потерю девственности законным легальным способом в статусе жены после венчания. Кстати, до настоящего времени с тех времён сохранилась примета, что посуда бьётся к счастью…

Бужение молодых сопровождалось разными действиями. Чтобы вся деревня узнала, была ли невеста девственницей, на дом молодожёнов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками. Их же потом дружка привязывал к дугам лошадей, когда молодожёны отправлялись к родителям новобрачной на сырный стол. Так было принято в Пермской губернии. А во Владимирской вывешивали брачную простынь в переднем углу избы, чтобы показать была ли чиста невеста.

Если же оказывалось, что невеста не сохранила невинность до брака, то её родители предавались позору. Им на шею надевали хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Доставалось и свахе, подсунувшей «испорченный товар».

Застолье второго дня называлось «сырный стол», в ходе которого проводилось церемониальное разрезание сыров. Дружка по старшинству вызывал сначала родственников новобрачной, потом новобрачного и просил их принять угощение от молодых – водку и закуску, а также положить что-нибудь «на сыры».

В программу второго свадебного дня входило также посещение молодыми источника или колодца – молодая кидала в колодец монетку/кольцо или краюшку хлеба от свадебного каравая. Распространённым был и обряд «поиски ярки», представлявший собой шуточные поиски пропавшей новобрачной, сопровождавшиеся отказом родственников невесты от своих прав на неё и согласием с тем, что теперь она – член другого семейного рода.

Хлебины

Завершали свадебную эпопею хлебины. Они проводились в третий день. Предвосхищали их испытания молодой. Ей давали разные хозяйственные поручения – разжечь печь, подмести избу, приготовить кашу, всячески мешая выполнить задание. Спасти жену от подобных проказ подвыпивших гостей мог только муж, угостив всех водкой.

На хлебины ехали в гости к тёще. Та угощала зятя блинами и яичницей. Суть трапезы заключалась в том, что в ходе неё молодой зять выражал своё отношение к матери жены. Если невеста была девственницей, то тёще оказывались почести и уважение, благодарность за хорошее воспитание дочери. Если же дело обстояло с точностью наоборот, то зять на хлебинах демонстративно отказывался от угощения.

В конце хлебин зять разбивал посуду об пол, что означало конец свадебного гуляния. В некоторых деревнях финальной точкой становилась подача гостям разгонного пирога.

К другим публикациям:

Традиции и обычаи русской свадьбы: пути развития
Славянская свадьба: старинные традиции и красивые обряды
Свадьба на 50 человек: калькулятор расходов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Лучшее банкетное предложение 2019